Социалистическое поветрие

Социалистическое поветрие

Социалистическое поветрие
Бредовые идеи отечественных социалистов, задумавших по-социалистически перекроить Россию, переворотом 25 октября 1917 года успешно осуществились и по 20 августа 1991 года власть принадлежала большевикам-коммунистам. Этот период отечественной истории официально именовался эпохой социализма, «воплотившего в жизнь вековую мечту человечества о справедливом государстве. В нем все принадлежало народу. Здесь опекали и оберегали детей и стариков. Каждый мог учиться и работать. Был уверен в своем будущем…» («Советская Россия» 05.04.2007).
Действительно ли эта эпоха воплотила вековую мечту человечества о справедливом государстве, в котором все принадлежало народу и т.д.? Каковы истоки этого русского «государства-солнца»? Какие аспекты внутренней и внешней политики самодержавия способствовали историческому наращиванию отечественным социалистам своего идеологического и политического потенциала? Почему в течение продолжительного отрезка времени самодержавие не смогло обезвредить смертельное для себя и России политическое движение?
Сказать, что полицейский аппарат самодержавия не проявлял интереса ко всякого рода «кружкам по интересам» или дворянским «посиделкам», было бы искажением истины. Власть пристально интересовалась и славянофилами, и западниками и тем более чуждыми органической почвы социалистами. Правда, слишком «увлекшихся» наказывала весьма либерально: либо отеческим внушением, либо ссылкой в какую-нибудь не столь отдаленную от столиц губернию, чтобы окунувшись в толщу народной стихии идеологически оздоровились, поняв неадекватность своих горячечных теорий незамысловатым потребностям православного люда, при общении с которым лишний бы раз убедились, как далеки они от народа. Одним подобная педагогическая профилактика царизма пошла на пользу, другие еще больше заматерели в своих убеждениях, посчитав подобное обхождение с ними как неоправданное насилие над личностью. Жаль, эти вольнодумцы 30-40х годов Х1Х века не дожили до воплпщения своих идей, когда отклонение от официальных истин стало караться «перековкой» в ГУЛАГе или 9ю граммами свинца в ближайшем чекистском подвале. Да и «перековка» в ГУЛАГе для многих оканчивалась небытием.
Но вернемся в век Х1Х, с началом которого Россия споткнулась о вопрос: «Куда идти?» Французская революция привела в движение не только континентальную Европу, но и впавшую в дремоту после пугачевского бунта крепостническую Россию. Наполеоновские войны принудили ее к роли активного игрока на западноевропейском театре военных действий. Русский крестьянин в солдатской шинели массово соприкоснулся с бытом Западной Европы. Декабрист А.Бестужев: «Войска возвратились с лаврами на челе, но с французскими фразами на устах» («Их вечен с вольностью союз». Литературная критика и публицистика декабристов. «Современник», М., 1983, с.56). Хлебнув европейской свободы, ратники, вернувшись в родные пенаты, возмущались продолжающимся крепостническим насилием: «Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят господа» (указ.соч., с.205).